А.Заблоцкая. «Величественная императрица и любезная дама».  

Г.К.Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Середина 1740-х.

Портрет великого княза Петра Федоровича. Неизвестный художник. Конец 1750-х – начало 1760-х.

В.Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом. После 1762.

И.Б.Лампи-старший. Портрет светлейшего князя Г.А.Потемкина. Начало 1790-х.

А.И.Черный. Портрет Екатерины II. 1765. С оригинала Ф.Рокотова. Миниатюра на эмали в фигурной фарфоровой рамке.

А.И.Черный. Портрет князя Г.Г.Орлова. Конец 1760-х - начало 1770-х. Миниатюра на эмали.

Яркая, незаурядная личность Екатерины II, ее долгая жизнь - прожила 67 лет, длительное царствование – была на троне почти 34 года – дали обильную пищу для мемуаристов и богатейший материал для историков, литераторов, деятелей искусств. В этом разнообразном и разноголосом хоре, который звучит вот уже более 200 лет, слышны различные голоса – от восторженных и панегирических до возмущенных и уничижительных.
«Ее царствование было блистательно» – читаем мы в «Записках графа Сегюра», французского посланника в России, близко наблюдавшего Екатерину в течение четырех лет (1785-1789 гг.). Он и дал ей емкую характеристику, назвав «величественной императрицей» и «любезной дамой». Варвара Головина, назначенная фрейлиной к царскому двору в 1789 году, писала: «Она покрыла славой Россию, ее материнская заботливость распространялась на каждого, как бы он незначителен ни был». Когда появлялась императрица, - свидетельствует фрейлина - на лицах возникало такое выражение, точно все говорили: « Я вижу ее, я счастлив, она наша опора, наша мать». Этот ряд панегириков можно было бы продолжать бесконечно, поскольку Екатерина в совершенстве владела искусством творить миф о собственной персоне и внушать его не только своим подданным, но и умнейшим людям в Европе. Французские просветители Вольтер и Гримм, Дидро и Деламбер в какой-то момент поверили, что осуществилась их мечта об идеальном правителе, и в Российской империи воцарился «философ на троне».
Однако, существуют и иные мнения. «Если царствовать значит знать слабости души человеческой и ею пользоваться, - писал А.С.Пушкин, - то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Пушкин сомневался в искренности Екатерины, называл ее «Тартюфом в юбке и короне». Еще более резко отзывался о ней автор трактата «О повреждении нравов в России» князь М.М.Щербатов, современник императрицы, который говорил: «Ее пороки суть: любострастна, и совсем вверяющаяся своим любимцам». И уж совсем непримиримо и жестко звучат слова историка XX века А.А. Лебедева: «Женщина, историю которой нельзя читать при дамах, полуграмотная потаскуха, превратившая царский дом в публичный». Оставим на совести Лебедева эти злые и несправедливые, на наш взгляд, слова. И не будем пускаться в разбор мнений историков и писателей – эта работа уже проделана. Мы же приглашаем читателей в воображаемое путешествие по залам Государственного Эрмитажа, где выставлены портреты Екатерины II. Прежде, в советские времена, они томились в запасниках этого музея. Но времена изменились, и сейчас увидели свет все (или почти все) имеющиеся в коллекции царские портреты. Сама же Екатерина Великая по праву считается основательницей Эрмитажа – он ведет свое начало от 1764 года, когда по приказу Екатерины была приобретена первая крупная коллекция картин голландских и фламандских мастеров у немецкого купца Гоцковского. В течение всех последующих десятилетий своего правления Екатерина неустанно заботилась о пополнении своего музея не только картинами, но и другими произведениями искусства, памятниками культуры, книжными собраниями – такова была ее культурная политика, глубоко ею осознанная, давшая блестящие результаты и утвердившая за ней славу одной из самых просвещенных монархинь. К концу царствования Екатерины II ее придворный музей становится одним из крупнейших в Европе. И потому в современном Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге имя Екатерины II почитается особо. Ей посвящен праздник, названный Днем музея, который проводится ежегодно 18 мая в день Св.Екатерины, покровительницы императрицы.
Но вернемся к портретам Екатерины. Каждый из них знаменует собой важный этап в жизни императрицы, которая совершала свой «путь наверх» настойчиво, трудолюбиво, используя все имевшиеся в ее арсенале способности и возможности, не пренебрегая ничем.
Начнем с самого раннего – он написан голландским художником Г.К.Гроотом в середине 1740-х годов, т.е. вскоре после приезда в Россию. София Августа Фредерика Доротея, принцесса Ангальт-Цербстская - будущая Екатерина Великая - приехала в Россию в возрасте 14 лет (родилась в 1729 году), по приглашению Елизаветы Петровны, которая сочла немецкую княжну Софию Фредерику наиболее приемлемой партией для своего племянника Петра Федоровича, наследника русского трона. На портрете Гроота будущая императрица изображена со звездой и лентой ордена Св.Екатерины. Модное платье насыщенного желто-лимонного цвета подчеркивает стройный стан молодой женщины, глубокий вырез платья, оттененный тончайшими серебристо-серыми кружевами, выявляет высокую шею, а яркая цветовая гамма и искусная композиция портрета подчинены одной задаче – передать очарование великой княжны. Внешность Екатерины описана многими очевидцами. Ближе всего восприятию Гроота соответствует описание, оставленное секретарем французского посольства де Рюльером, сделанное в самом начале 60-х годов, вскоре после вошествия ее на трон: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер. Возвышенная шея, большое открытое чело и римский нос, розовые губы, прекрасный ряд зубов, нетучный, большой и несколько раздвоенный подбородок. Волосы каштанового цвета, черные брови и прелестные глаза и кожа ослепительной белизны». Но – предупреждает Рюльер - «приятность» и «доброта» Екатерины «для проницательных глаз» не что иное, «как действие особенного желания нравиться, и очаровательная речь ее ясно открывает опасные ее намерения». «Опасные намерения» Екатерины подробно описаны в его книге «История и анекдоты революции в России в 1762 году», которой зачитывался весь Париж. Вообще, переворот в России 1762 года, в результате которого к власти пришла Екатерина II, свергнув с трона своего мужа Петра III, был постоянным предметом обсуждения при всех королевских дворах Европы Тема же «Екатерина II - Петр III» оказалась чрезвычайно притягательна для историков и романистов. Несоответствие характеров, драматизм ситуации, возникшей вокруг трона после смерти Елизаветы Петровны, предопределили столкновение, а точнее, смертельную схватку этих двух личностей, столь различных по своей природе. Екатерина - умная, деятельная, активная, добившаяся положения в обществе только благодаря своим усилиям – и Петр III, по словам того же Рюльера, «жалкий», «лишенный всяких дарований», «и попросту глупый» человек. В мемуарах Екатерины возникает столь нелепый и отталкивающий образ мужа, что ее можно было бы заподозрить в предвзятости. Однако, и другие очевидцы подтверждают факты, описанные Екатериной. Она свидетельствует, что единственной страстью Петра Федоровича были военные занятия, а единственной привязанностью в первые годы их супружества оставались куклы. Запершись в спальне с молодой женой, он заставлял ее играть с ним в куклы на брачном ложе, что, конечно же, шокировало Екатерину. Их семейная жизнь поначалу также была уродлива – на протяжении первых лет супружества Петр не был мужчиной, а Екатерина в течение пяти лет оставалась девственной. Это серьезно беспокоило Елизавету, и после выяснения причин Петру сделали некую операцию. Только в 1754 году (спустя почти 10 лет после свадьбы) Екатерина родила сына – будущего императора Павла I. Очевидно, что в семейной жизни Екатерина была глубоко несчастлива.
Между тем, в письме к Потемкину она признавалась, что сердце ее таково, что «ни дня не может прожить без любви», что если бы «смолоду получила мужа, которого могла бы любить, то бы вечно к нему не переменилась». Естественно, что Екатерина не могла смириться со своей судьбой, а ее ум, красота и энергия привлекали взоры многих.. Представление о том, какой была Екатерина 30-и с небольшим лет, дает картина датского художника Эриксена, написанная в начале 1760-х годов. Екатерина изображена стоящей перед зеркалом, в котором отражается ее профиль, подобный тому, какой чеканили на монетах. На ней парадное платье с большими фижмами, на специальном каркасе, – по моде елизаветинской поры. (При Екатерине фижмы постепенно уменьшались, а потом и вовсе исчезли. К концу ее царствования пышные платья сменяются легкими светлыми туниками, придавашими женщинам облик античных статуй). Екатерина изображена с лентой, знаком и звездой ордена св.Андрея Первозванного, с малой короной на голове, рядом с ней императорские регалии, на которые она указывает веером. Но на портрета Эриксена, который по заказу императрицы не раз повторялся, царские регалии как бы отодвинуты на второй план. Фигура Екатерины, развернутая на три четверти к зрителю, внимательный взгляд темных глаз, мягкое выражение лица, – каждый элемент этого портрета подчинен задаче создать образ не столько «величественной императрицы», сколько, если пользоваться словами Сегюра, «любезной дамы». И эта «любезная дама» жаждала любить и быть любимой. Ее обаяние испытали на себе многие. Эриксен изобразил Екатерину в то время, когда ее фаворитом был Григорий Орлов. Ему предшествовали Салтыков и Понятовский. Сергей Салтыков, молодой гвардейский офицер, был первым фаворитом Екатерины в 1754-55 годах. (Вспомним, что Павел родился в 1754 году, и вопрос отцовства оставался долгое время открытым. Но большинство историков сходятся на том, что отец Павла – Петр III). За эту связь Салтыкова, по приказу Елизаветы, выслали из Петербурга. Вскоре его место занял поляк Станислав Понятовский, искренне полюбивший Екатерину. Это был опасный для иностранного дипломата роман, и Понятовского постигла участь Салтыкова. С 1761 года место фаворита Екатерины занял 22-летний красавец Григорий Орлов – один из пяти братьев Орловых, активных участников переворота 1762 года. Десять лет императрица жила с Орловым. Как и прежде, она испытывала сильное чувство к своему избраннику и даже хотела выйти за него замуж. Но ей дали понять, что Россией может править императрица Екатерина, но не госпожа Орлова. В апреле 1762 года, за несколько месяцев до переворота, у них родился сын, названный Алексеем Бобринским (фамилия происходит от названия села Бобрики Тульской губернии, приобретенной для него матерью). Екатерина, всегда стремившаяся сделать из своих фаворитов государственных деятелей, назначила Орлова командующим всей артиллерией русской армии, поставила во главе Вольного экономического общества. Но он был ленив от природы, не блистал талантами, и в конце концов попросту наскучил императрице. В 1772 году она рассталась с ним.
Не будем утомлять читателей длинным списком фаворитов Екатерины – историки называют более десятка имен. Скажем только, что чем старше становилась императрица, тем моложе оказывались ее избранники. Так 22-летний Ланской, который вызвал едва ли не самое сильное чувство Екатерины, был младше ее более чем на 30 лет, последний же фаворит, Платон Зубов, также 22-летний, был младше уже на 40 лет. Все это были молодые гвардейские офицеры из не очень богатых семей. Каждый роман длился по несколько лет. Заканчивались они по-разному – один завел интрижку с придворной дамой, другой, будучи влюбленным в одну из фрейлин, оставался холоден к Екатерине, третий слишком увлекался карточной игрой. Екатерина никогда не мстила своим фаворитам, напротив, отправляя их в отставку, щедро награждала, устраивала их судьбу. Как личность Екатерина почти всегда оказывалась выше, значительнее, интереснее своих избранников, она всегда стремилась приобщить их к собственным интересам, интеллектуальным занятиям, коллекционированию произведений искусства. Она всю жизнь искала мужчину, равного себе. «Взглянешь на нее, - писал один наблюдательный иностранный дипломат, - и сразу видишь, что она могла бы полюбить и что любовь ее составила бы счастие достойного ее поклонника». Но достойного не было – за исключением одного, которого она всегда высоко ценила. Речь идет о Григории Александровиче Потемкине-Таврическом. Он вошел в жизнь императрицы в 1774 году, уже будучи знаменитым боевым генералом. До нас дошло более 20 «записочек» Екатерины к Потемкину – настоящий любовный роман в письмах. «Какие счастливые часы я с тобою провожу, - признается императрица. - А скуки на уме нет и всегда расстаюсь через силу и нехотя… Голубчик мой дорогой, я вас чрезвычайно люблю… Я отроду так счастлива не была, как с тобою…». Серьезные историки считают вполне достоверной версию о том, что они тайно венчались, что Потемкин был ее тайным мужем. Но князь был ревнив, вспыльчив, капризен – и счастье с ним было недолгим. Один из современников, живший мальчиком в доме Потемкина, вспоминал, что он не раз видел, как князь «кричал в гневе на горько плакавшую императрицу, вскакивал с места и скорыми, порывистыми шагами направлялся к двери, с сердцем отворял ее и так ею хлопал, что даже стекла дребежжали и тряслась мебель». Уже в 1775 году Потемкин был отставлен. Но блестящие способности, государственный ум, безграничная преданность императрице сделали его незаменимым, он имел на Екатерину огромное влияние и фактически был ее соправителем. Смерть его в 1791 году, как и ее обстоятельства – в молдавской степи, в дороге, от болотной лихорадки, – глубоко потрясла Екатерину. «Мне некем его заменить!», – в отчаянии воскликнула императрица «У него был смелый ум, смелая душа, смелое сердце» , - писала она в Париж Гриму.
Последний по времени написания портрет Екатерины, исполненный австрийским художником Лампи Старшим за 2 года до ее смерти, относится к 1794 году. 65-летняя императрица изображена во весь рост, с царскими регалиями и Андреевской лентой. Ее фигура, написанная в жемчужно-розоватых тонах, прекрасно смотрится на фоне темно-красного и золотистого цветов. Художник не скрывает возраста Екатерины, но дает почувствовать прелесть и обаяние этой по-прежнему «любезной дамы». «Несмотря на 65 лет, - вспоминает секретарь императрицы, - государыня еще имела довольную в лице свежесть, руки прекрасные, все зубы в целости, отчего говорила твердо, без шиканья, только несколько мужественно, читала в очках и притом с увеличительным стеклом».
Смерть пришла к ней неожиданно. В августе 1796 года Екатерина пригласила в Россию своего племянника 17-летнего шведского короля Густава-Адольфа IV – она решила просватать ему свою старшую внучку Александру Павловну. Молодые понравились друг другу, король сделал предложение Александре. Официальная церемония помолвки была назначена на 8 сентября. Приглашенные собрались в 7 часов вечера в бриллиантовой гостиной. Приехала невеста, за ней императрица – не было только короля. Через полчаса стало известно, что король не приедет – он ни под каким видом не соглашался, чтобы его будущая жена оставалась православной – он требовал перехода ее в лютеранство, на что также категорически не соглашалась Екатерина. Случай этот глубоко потряс Екатерину, через 2 месяца с ней случился удар, 6 ноября 1796 года ее не стало.
Мы же, расставаясь с Екатериной II, можем сказать, что она прожила насыщенную, многотрудную и блистательную жизнь. Мы можем только догадываться, какой ценой ей далась ее судьба. Несчастливая, трагически сложившаяся семейная жизнь, несчастливое материнство – последние годы жизни Екатерины мать и сын едва ли не ненавидели друг друга, неудовлетворенная жажда любви и постоянные поиски достойного себя человека. И разве что любовь к внукам и внучкам – их у нее было 10 – согрели ей душу, но и приблизили ее смерть.
В шутливой эпитафии, сочиненной Екатериной самой себе, она писала: «Вступив на Российской престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность». Поверим в искренность намерений Екатерины Великой, которую Вольтер называл Catharine le Grand - Екатерина Великий.

Опубликовано – журнал «Шарм», № 71, ноябрь, 2002.

НА ГЛАВНУЮ
к оглавлению

Hosted by uCoz