А.Заблоцкая. Военный трофей царя Петра.  

Г.Мусикийский. Семейный портрет Петра I. Миниатюра. 1717 г.

Жан-Марк Натье. Портрет Екатерины I. 1717 г.

А.Овсов. Портрет Екатерины I. Миниатюра. 1726 г.

1702 год. Русская армия стремительно движется по Прибалтийским землям, захватывая все новые и новые города, прокладывая себе путь огнем и мечом, унося с собой огромную военную добычу. Но военные трофеи - это не только знамена, оружие, вещи, это и люди. И солдаты хватали горожан, волокли их в лагерь, а там отдавали или продавали офицерам. Закон запрещал такое насилие над мирными жителями, но до середины XVIII века в русской армии действовал этот обычай, сохранявшийся еще со времен Золотой орды. Так в качестве военного трофея попала к царю Петру I Марта Скавронская, через 20 лет ставшая русской императрицей Екатериной I.
Датский посланник в России Юст-Юль в январе 1710 года записал со слов жителей Нарвы рассказ о Екатерине: «Когда русские вступили в город /Мариенбург/ и несчастные жители бежали от них в страхе и ужасе, Екатерина в полном подвенечном уборе /...в этот день она венчалась со шведским капралом/ попалась на глаза одному русскому солдату. Увидев, что она хороша, и сообразив, что он может ее продать /ибо в России продавать людей - вещь обыкновенная/, солдат силою увел ее с собою в лагерь, однако, продержав ее там несколько часов, он стал бояться, как бы не попасть в ответ, ибо, хотя в армии увод силою жителей - дело обычное, тем не менее он воспрещается под страхом смертной казни. Поэтому,... чтобы угодить своему капитану... солдат подарил ему девушку. Капитан... в свою очередь, захотел воспользоваться ее красотою, чтобы попасть в милость,... и привел ее к царю как к любителю женщин... Царю девушка понравилась с первого взгляда, и через несколько дней стало известно, что она сделалась его любовницей».
По другой версии, Марта от офицера попала сначала к Шереметеву, потом к Меншикову и уж потом - к царю, примерно, в 1703-704 гг.
Судьба Екатерины I, причудливая, изобилующая неожиданными поворотами, могла бы быть сюжетом волшебной сказки или авантюрного романа. Происхождение ее весьма туманно: по одной из версий, она родилась в 1682 году в Швеции и после смерти отца перебралась с матерью в Ригу, по другой - происходила из бедной и многодетной латышской семьи. После смерти родителей оказалась в Мариенбурге в доме пастора Глюка, где провела сиротское детство. В 20 лет испытала ужас плена, была кухарка, прачка, «портомоя» в домах русских вельмож, наложница, которую время от времени вызывал любвеобильный царь.
Но постепенно значение Екатерины при дворе Петра I возрастало. В первые годы своей связи Петр обращается к ней в письмах: «Матка, здравствуй!» или «Мудер!». Но со временем эти обращения звучат иначе: в 1711 году - «Катеринушка, друг мой, здравствуй!» С 1716 - «Катеринушка, друг мой сердешненький, здравствуй!». Надписи на пакетах, отправляемых Петром к ней, последовательно сменяются: «Катерине Алексеевне», - «Государыне царице Екатерине Алексеевне», - «Ея величеству пресветлейшей государыне царице Екатерине Алексеевне». Ум, обаяние, неприхотливость, молодость и красота Екатерины сделали свое дело, и безвестная дочь лифляндского крестьянина становится с 1712 года венчанной женой царя Петра I, с 1724 - русской императрицей и в течение двух лет /с 1725 по 1727/, после смерти Петра, - полновластной хозяйкой России. Но сколько надо было иметь мужества и терпения, какой колоссальной силой воли и энергии обладать, чтобы выжить и устоять в этих испытаниях. А Екатерина смогла - создать Петру дом, куда он с радостью возвращался после бесконечных скитаний; найти верный тон в общении с мужем, человеком тяжелым, вспыльчивым и неровным, только она и могла успокоить его во время гнева, когда лицо его передергивали судороги, и все отступали в страхе.
В одном из залов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, на выставке французского искусства XVIII века, висит портрет Екатерины I работы придворного французского художника Ж.М.Натье, исполненный в Голландии в 1717 году. Напротив - портрет ее царственного супруга, исполненный тем же мастером и в том же году, но в Париже. Это было второе путешествие Петра I в Европу, русский царь впервые был принят Версальским двором. Но принять у себя жену Петра, женщину низкого происхождения, - этого французский двор позволить себе не мог, и художника для написания портрета вызвали в Голландию, где остановилась Екатерина I. Большое живописное полотно - около 1,5 м. в длину и более метра в ширину, - эффектно и нарядно. В нем соблюдены все нормы парадного портрета: фигура, занимающая почти все пространство картины, роскошные парадные одежды - горностаевая мантия, платье из парчи с серебряным шитьем, красная муаровая лента ордена Св.Екатерины, на голове - золотая диадема с жемчугом и бриллиантами. Но лицо - в нем нет утонченности и аристократизма, нет и следа амбиций. «Она вовсе не была красавицей, – пишет знаменитый русский историк М.И.Семевский - но в полных щеках ее..., в бархатных глазах, в алых губах, вообще во всей физиономии столько жгучей страсти, в ее роскошном бюсте столько изящества форм, что не мудрено понять, как такой колосс, как Петр, всецело отдался этому «сердешненькому другу». «Петр любил Катерину, - продолжает историк, - сначала как простую фаворитку, которая нравится, без которой скучно, но которую он не затруднился бы и отставить, как отставлял многоизвестных и малоизвестных «метресс»; но, с течением времени, он полюбил ее как женщину..., ловко применившуюся к его привычкам».
В Эрмитажном собрании хранится еще несколько портретов Екатерины, исполненных разными мастерами по царскому заказу в 1716-1717-е годы. В эти годы Петр особенно часто писал ей, осыпал ее ласками, подарками, беспрестанно желал скорейшего свидания. Очевидно, что в это время страсть царя перешла в глубокую привязанность, очевидно, что Екатерина одержала полную победу над «стариком-батюшкой» - Петр был старше жены более чем на 10 лет, и не раз называл себя в письмах к ней «стариком».
Но в том же 1716 году при дворе Екатерины появился новый камер-юнкер Виллим Иванович Монс - молодой немец, красавец, франт, пылкий, влюбчивый, настоящий волокита. Он пользовался бешеным успехом у «высших персон прекрасного пола», и вскоре приобрел огромную власть и силу. Придворные всех рангов - от знатных господ до мелких служителей - искали его внимания, заступничества, обращались к нему с многочисленными и разнообразными просьбами, которые он неизменно исполнял - разумеется, за вознаграждения. Вскоре Монс стал одним из самых богатых людей России.
У нас нет документальных свидетельств о том, что Монс был фаворитом Екатерины. Но судя по тому, как заискивали перед ним самые высокопоставленные вельможи, заверяя его в дружбе, любви и уважении, можно с уверенностью сказать, что так мог вести себя только настоящий фаворит, владевший в полной мере и сердцем, и волей императрицы.
Между тем стареющий «царь-батюшка», все больше болевший, продолжал писать жене нежные письма, проявляя любовь и ласку, осыпая подарками. Любовь царя подтверждается и документально. В 1722 году он опубликовал указ, в котором говорилось, что царь волен сам себе назначить наследника, которого посчитает достойным, а Россия обязана была эту волю монарха исполнить. Тогда, в 1722 году Петр мог иметь ввиду только Екатерину - уже был замучен пытками старший сын Петра от первого брака царевич Алексей, уже не было в живых Петра-«шишечки», законного наследника, умершего в младенчестве.
7 мая 1724 года первопрестольная столица стала свидетельницей пышного и торжественного зрелища - коронации Екатерины. Петр собственноручно возложил корону на голову коленопреклоненной государыни. Это был самый счастливый и самый торжественный день в жизни бывшей шведской пленницы Марты Скавронской. Казалось, она на вершине своего счастья и благополучия.
Но счастье изменчиво - и первый гром грянул летом того же 1724 года - Петр получил первый донос на Монса, обвинявшегося во взяточничестве огромных размеров. Но хода ему не дал. Розыск был объявлен лишь через несколько месяцев, в ноябре, когда, вероятно, некто заинтересованный, раскрыл царю глаза на значение Монса при Ее величестве. 8 ноября 1724 года Монс был арестован, а 16 ноября казнен на Троицкой площади. Перед тем, как положить голову на плаху, Монс отдал пастору на память золотые часы с портретом Екатерины. И уже через несколько минут, по словам историка, «голова красавца мертвыми очами смотрела с шеста на народ, кровь сочилась из-под нее и засыхала на шесте...».
А через 2 месяца, 28 января 1725 года не стало царя Петра I - после мучительной 13-дневной агонии. Он не завещал трон неверной жене, и Екатерина заняла престол с помощью гвардейских штыков и А.Д.Меншикова. Она царствовала 2 года, и основным времяпровождением ее было откровенное прожигание жизни, непрекращающиеся пиршества - балы, танцы, фейерверки, непрерывное застолье, прогулки по ночной столице, попойки в саду, - траур по покойному императору не мешал веселью. И как следствие - лихорадки, удушья, почти непрерывное воспаление легких. Даже молодой фаворит - им стал немец Рейнгольд Левенвольде - не выдерживал и долго болел. 6 мая 1727 года императрица Екатерина I скончалась на 45 году жизни.
Через 200 лет после описываемых событий «кремлевский мечтатель» поставил задачу создать в России все условия, чтобы и «кухарка могла управлять государством». Но история России и русского трона еще в начале XVIII века ответила на этот вопрос отрицательно.

Опубликовано – журнал «Шарм», № 65, май, 2002.

НА ГЛАВНУЮ
к оглавлению

Hosted by uCoz